Прочитав эту статью вы узнаете как изменить убеждения с помощью метода исследования стрессовых мыслей Работа Байрон Кейти. А так же сможете провести самостоятельное исследование убеждения, которое вызывает у вас стресс.
Прежде чем начать распечатайте бланк для исследования или возьмите чистый лист бумаги.
- Находим убеждение
- Заполняем вопросник “Осуди ближнего своего”
- Проводим исследование каждой мысли из вопросника “Осуди ближнего своего”
- Первый вопрос: Это правда?
- Второй вопрос: Можешь ли ты абсолютно точно знать, что это правда?
- Третий вопрос: Как ты реагируешь, что происходит, когда ты веришь в эту мысль?
- Четвертый вопрос: Кем или чем бы ты был без этой мысли?
- Подробнее о четырех вопросах Работы Байрон Кейти. Отрывок из книги Байрон Кейти “Разум дома с самим собой”
- Переворачиваем исходное убеждение
Находим убеждение
Кто или что вас расстраивает? Почему?
Вспомните конкретную ситуацию.
Перед началом исследования замедлитесь, расслабьтесь. Сделайте несколько свободных вдохов и выдохов.
Перенеситесь мысленно в конкретную ситуацию, когда вы были расстроены, обижены или разочарованы кем-то. Станьте свидетелем ситуации. Присутствуйте там сейчас. Обратите внимание, назовите и прочувствуйте эмоцию, которую вы испытывали в тот момент.
Найдите причину по которой вы были расстроены. Запишите ее.
Я (эмоция) на (имя), потому что…
Мне сложно написать вопросник о других людях. Могу ли я написать о себе?
Если вы хотите узнать себя, я предлагаю вам написать о ком-то другом. Сначала направьте свое внимание на другого человека, и, возможно, вы поймете, что все, происходящее вокруг вас, является прямым отражением вашего собственного мышления. Все дело в вас самих. Многие из нас годами критиковали и осуждали самих себя, и это еще ничего не изменило. Осуждать кого-то другого, ставить под сомнение эти суждения и менять их – быстрый путь к пониманию и самореализации.
Что, если у меня нет проблем с другими людьми? Могу ли я писать о таких вещах, как мое тело?
Да. Выполняйте исследование по любой теме. По мере того, как вы будете практиковать, вы можете выбирать такие объекты, как тело, болезнь, отношения или деньги. Во время исследования поэкспериментируйте с тем, чтобы заменить объект исследования на “мое мышление” или “мои мысли”.
Заполняем вопросник “Осуди ближнего своего”
Оставайтесь в ситуации, в определенном моменте, который вы для себя выбрали для исследования убеждений. Запишите свои ответы на вопросы на бумаге. Используйте простые, короткие предложения. Пишите, не ограничивая себя и не подбирая слова. Позвольте себе быть осуждающим, критичным, таким, каким вы были в тот момент. Так вы сможете обнаружить причину, которая вызвала у вас стресс.
Обязательно ли писать? Разве я не могу просто проговаривать свои вопросы и размышления в уме, когда сталкиваюсь с проблемой?
Разум стремится быть правым, и этот процесс может происходить быстрее скорости света. Попробуйте остановить поток мыслей, который вызывает у вас страх, гнев, грусть или негодование, и перенести их на бумагу. Когда вы зафиксируете свои мысли на бумаге, вам будет легче их проанализировать. В конечном итоге, даже без записи, работа начнёт приходить к вам сама собой.
Проводим исследование каждой мысли из вопросника “Осуди ближнего своего”
Для начала определите утверждение, которое вы хотите исследовать. Затем задайте себе четыре вопроса.
Начните с повторения исходного утверждения, а затем последовательно задавайте себе каждый вопрос. Эта работа напоминает медитативную практику, поскольку она требует глубокого погружения в себя.
Размышляйте над вопросами по очереди, позволяя себе полностью погрузиться в процесс. Слушайте свой внутренний голос и будьте терпеливы — ответ на вопрос придёт сам собой.
Первый вопрос: Это правда?
Ответ на первые два вопроса будет очень коротким: «да» или «нет». Отвечайте спокойно и честно, как только вам зададут вопрос. Если ваш ответ «да», переходите ко второму вопросу. Если вы ответили «нет», то на мгновение ощутите это «нет», а затем переходите к третьему вопросу.
Второй вопрос: Можешь ли ты абсолютно точно знать, что это правда?
Если вы ответили «да» на первый вопрос, спросите себя: «Могу ли я быть абсолютно точно знать, что это правда?» Воспользуйтесь этой возможностью и рассмотрите ситуацию ещё раз. Осветите этот момент времени светом луча фонарика и посмотрите, что вы увидите.
Третий вопрос: Как ты реагируешь, что происходит, когда ты веришь в эту мысль?
Закройте глаза и обратите внимание на свои чувства, телесные ощущения и поведение, которые возникают, когда вы обдумываете эту мысль.
Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
— Какие образы прошлого или будущего приходят вам на ум, когда вы думаете об этом?
— Какие эмоции или физические ощущения вы при этом испытываете?
— Как вы относились к другим людям?
— Как вы относились к себе?
— Возникают ли у вас какие-либо навязчивые идеи или зависимости, когда вы размышляете об этом?
Четвертый вопрос: Кем или чем бы ты был без этой мысли?
Закройте глаза и вспомните эту ситуацию. Уделите минуту тому, чтобы обдумать, понаблюдать и заново пережить её, но уже без вызывающих стресс мыслей. Кем бы вы были без них? Как бы вы воспринимали другого человека? Отпустите все свои суждения и обратите внимание на то, что открывается перед вами.
Я понимаю, как проходит исследование, но не чувствую, что что-то меняется, когда я этим занимаюсь. Что я упускаю?
Если вы будете поверхностно отвечать на вопросы, используя только свой рассуждающий ум, у вас может возникнуть ощущение отстранённости. Попробуйте задать вопрос и углубиться в него. Возможно, вам придётся задать этот вопрос несколько раз, чтобы сохранить концентрацию, но по мере практики ответ постепенно придёт к вам. Когда ответ исходит изнутри вас, осознание и изменения происходят естественным образом.
Подробнее о четырех вопросах Работы Байрон Кейти. Отрывок из книги Байрон Кейти “Разум дома с самим собой”
Это правда?
Когда вы ещё раз обдумаете ситуацию, спросите себя: «Правда ли, что Пол не слушает меня?» Успокойтесь. Если вы действительно хотите узнать правду, честный ответ «да» или «нет» сам собой возникнет в ответ на этот вопрос, когда вы мысленно вспомните ту ситуацию. Позвольте своему разуму задать вопрос и дождитесь всплывающего ответа.
Обратите внимание, не возникает ли у вас каких-либо возражений в процессе ответа. Если ваш ответ включает «потому что…» или «но…», это не тот односложный ответ, который вы ищете, и вы больше не занимаетесь Работой. Вы ищете свободу вне себя. Я приглашаю вас принять новую парадигму.
Реальность для меня — это то, что является правдой. Истина — это то, что находится перед вами, что происходит на самом деле. Нравится вам это или нет, но сейчас идёт дождь. «Дождя не должно быть» — это всего лишь мысль. На самом деле нет такого понятия, как «должен» или «не должен». Это всего лишь мысли, которые мы накладываем на реальность.
Без «должен» и «не должен» мы можем видеть реальность такой, какая она есть, и это даёт нам свободу действовать эффективно, чётко и здраво.
Задавая первый вопрос, не торопитесь. Ответьте либо «да», либо «нет». (Если «нет», переходите к вопросу 3.) Работа заключается в том, чтобы найти истину в самой глубине себя. Сейчас вы прислушиваетесь к своим ответам, а не к ответам других людей, и не к тому, чему вас учили. Поначалу это может сильно выбивать из колеи, потому что вы вступаете в неизведанное.
Продолжая погружаться глубже, позвольте истине внутри вас подняться и ответить на вопрос. Будьте нежны, отдаваясь исследованию. Позвольте этому переживанию полностью овладеть вами.
Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда?
Задумайтесь над следующими вопросами:
— Могу ли я быть полностью уверен, что Пол не слушает меня в этой ситуации?
— Могу ли я точно знать, слушает ли меня кто-либо?
— Слушаю ли я иногда, даже когда мне кажется, что я не делаю этого?
Если ваш ответ на первый вопрос утвердительный, спросите себя: «Могу ли я быть абсолютно уверен в правдивости этого суждения?» Во многих случаях утверждение может казаться верным. И, конечно, так оно и есть. Однако ваши представления основаны на убеждениях, которые вы принимали на веру всю свою жизнь, не подвергая их сомнению.
После того как в 1986 году я поняла, что происходит на самом деле, я часто замечала, как люди в разговорах, СМИ и книгах делают заявления вроде «В мире недостаточно взаимопонимания», «В нём слишком много насилия», «Мы должны больше любить друг друга». Когда-то я тоже верила в эти истории. Они казались мне добрыми, чуткими и заботливыми, но, слушая их, я заметила, что эта вера вызывает стресс и не даёт мне покоя.
Например, когда кто-то говорил: «Люди должны быть более любящими», у меня возникал вопрос: «Могу ли я быть полностью уверена, что это правда? Могу ли я действительно знать для себя, внутри себя, что люди должны быть более любящими? Даже если весь мир говорит мне об этом, правда ли это?» И, к моему удивлению, когда я прислушалась к себе, я увидела, что мир таков, каков он есть в данный момент, и что в этот момент люди не могут быть более любящими, чем они были. Там, где речь идёт о реальности, нет никакого «того, что должно быть». Есть только то, что есть, именно так, как оно есть, прямо сейчас. Истина предшествует каждой истории. И каждая история, предшествующая расследованию, мешает нам увидеть, что на самом деле правда.
Как вы реагируете, когда верите в эту мысль?
Задавая себе этот вопрос, мы можем заметить внутреннюю причину и следствие. Вы, возможно, замечали, что когда вы верите в определённую мысль, у вас возникает чувство беспокойства, которое может варьироваться от лёгкого дискомфорта до страха или даже паники.
Например, как вы реагируете, когда вам кажется, что вас не слушают? Как вы относитесь к этому человеку? Обратите внимание на свои эмоции и реакции. Возможно, вы чувствуете разочарование и гнев, начинаете говорить быстрее и громче, пытаясь привлечь внимание. Или же вы замыкаетесь в себе, вас тошнит, вы злитесь.
Продолжайте наблюдать за собой и позвольте образам, возникающим в вашем сознании, показать вам, как вы реагируете, когда верите в эту мысль.
Приносит ли эта мысль умиротворение или стресс в вашу жизнь? Какие образы прошлого и будущего вы видите? Какие физические ощущения возникают у вас при виде этих образов? Позвольте себе пережить их сейчас.
Также обратите внимание на то, как вы относитесь к себе в этой ситуации и что вы при этом чувствуете. Возможно, вы замыкаетесь в себе, чувствуете себя подавленным, обособленным, обиженным и одиноким.
После того как ответы на эти вопросы нашли меня, я стала замечать мысли вроде «Люди должны быть более любящими». Я заметила, что подобные мысли вызывали у меня чувство беспокойства. До появления этой мысли в моём сознании царил покой. Мой разум был тих и безмятежен.
Затем, в спокойствии осознания, я начала замечать чувства, которые возникают из-за веры в эту мысль или привязанности к ней. И в этой тишине я поняла, что если бы я поверила в эту мысль, то результатом было бы чувство беспокойства и печали.
Когда я спросила: «Как я реагирую, когда верю в мысль о том, что люди должны быть более любящими?» — я увидела, что у меня не только возникло неприятное чувство (это было очевидно), но я также отреагировала мысленными картинками, чтобы доказать, что эта мысль верна. Я улетела в мир, которого не существовало. Я отреагировала на это тем, что жила в напряжённом теле, видела всё глазами, полными страха.
Мне нравится вопрос №3. Как только вы ответите на него для себя и увидите причину и следствие веры в мысль, все ваши страдания начнут рассеиваться.
Кем бы вы были без этой мысли?
Это очень важный вопрос. Представьте, что вы стоите перед человеком, о котором написали, когда он (или она) делает то, что, по вашему мнению, ему не следует делать. Например, представьте, что вы не верите в мысль «Пол меня не слушает».
Закройте глаза и представьте, что Пол вас не слушает. Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы не думали, что Пол должен вас слушать. Обратите внимание на то, что вам открывается. Что вы видите сейчас? Какие чувства вы испытываете?
Для многих людей жизнь без их истории в буквальном смысле невообразима. Им не на что ссылаться. Поэтому «я не знаю» — распространённый ответ на этот вопрос.
Другие люди отвечают: «Я был бы свободен», «Я был бы спокоен», «Я был бы более любящим человеком». Вы также могли бы сказать: «Я был бы достаточно ясен, чтобы понять ситуацию и действовать адекватно и разумно».
Без наших историй мы не только способны действовать чётко и бесстрашно; мы также являемся друзьями и слушателями. Мы — люди, живущие счастливой жизнью. Мы — это понимание и благодарность, которые стали такими же естественными, как само дыхание.
Счастье — это естественное состояние для того, кто знает, что знать нечего и что у нас уже есть всё, что нам нужно, прямо здесь и сейчас.
Переворачиваем исходное убеждение
Чтобы выполнить перевороты напишите на бумаге утверждения, противоположные исходному. Перевороты могут быть трех видов:
- на себя
- на другого
- на противоположное
Не на каждое убеждение можно сделать три переворота. Некоторые могут иметь только один или два варианта. Если какие-то перевороты не имеют для вас смысла, не пытайтесь их делать.
Первоначальная мысль: Мама меня не понимает.
Перевороты:
- На себя: я себя не понимаю.
- На другого: я не понимаю маму.
- На противоположное: мама меня понимает.
Подумайте, насколько каждый из переворотов соответствует действительности. Возможно он так же, или даже более правдив, чем первоначальное убеждение. Найдите хотя бы три конкретных и правдивых примера того, как каждый переворот правдив в данной ситуации.
Не обвиняйте себя. Речь идёт о поиске альтернативных вариантов, которые могут принести вам умиротворение.
Когда вы исследуете убеждения относительно тела, здоровья, карьеры, и доходите до переворотов, замените исследуемое на «моё мышление».
Например, вместо фразы «Моё тело должно быть сильным, гибким и здоровым» скажите «Моё мышление должно быть сильным, гибким и здоровым».
Ведь именно здоровый и сбалансированный разум — это то, к чему вы стремитесь, не так ли?
Было ли когда-нибудь проблемой ваше тело?
Или же проблемы возникают из-за того, как вы думаете о своём теле?